Пятая книга про Гарри, между прочим, снова бьет все рекорды. И у нас в стране тоже. Одного взгляда на тираж хватает, чтобы получит легкое помутнение рассудка и вспомнить советские времена с их собранием сочинений известных лиц, которые издавались миллионным тиражом. Следуя логике, Джоан Роулинг есть нынешний Карл Маркс.
Мы, в общем-то, уже рассуждали на тему литературности этой серии и ее художественной ценности (например, в октябрьском “Мире фантастики” за прошлый год). С тех пор ничего кардинально не изменилось — автор рецензии по-прежнему считает, что, не будучи искусством “с большой буквы”, книга вполне заслуженно занимает мысли и сердца людей по всему миру, так как является культурным феноменом сама по себе.
Основной привлекательной чертой книг о Гарри Поттере и его мире является их авторская уникальность — Роулинг создает то, чего до нее не было. Дело не в изобретении кардинально нового, а в переработке и синтезе уже существующего. Роулинг не новатор, а шеф-повар. Но шеф-повар весьма и весьма искусный. Ну, и очевидный синдром сериальности играет свою роль — читатель все больше и больше привыкает к героям. Все больше стремится разделять их тревоги и радости. Это логично и понятно.
Перейдем к сюжету. Орден Феникса — это организация, созданная Дамблдором в те времена, когда Сами-знаете-кто пытался завоевать мир магов и магглов. Орден должен был ему противостоять. Сейчас, в нарастающей угрозе возращения Того-же-самого, орден созывается вновь. Многое в нем уже изменилось, и теперь действовать приходится еще более осторожно, так как против Дамблдора и его ордена настроена общественность, подстрекаемая и Пожирателями Смерти, и купленным “Ежедневным пророком”, и даже самим Министерством Магии.
Мало кто верит в возвращение Этого-с-непроизносимым-именем, а потому Дамблдор, человек вменяемый и мудрый, тайно направляет действия ордена. В его задачи входит и охрана Гарри Поттера. В самом начале романа описан забавный и отвечающий духу боевиков перевод Гарри из дома Дурслей в охраняемое поместье Блэйков. Естественно, в сопровождении бригады орденского “спецназа”.
Вся книга условно подразделяется на три части. Длинное вступление, в котором отдается должное как раз этой “антитеррористической” составляющей. Далее — основная часть, уже привычное для нас обучение Гарри и его друзей в Хогвартсе. В завершение — молниеносная акция: проникновение группы школьников в Министерство Магии с целью выяснить истинный текст секретного пророчества, которое предсказывало появление Гарри и его первую победу над Волан-де... упс, прошу прощения, не хотел вас травмировать... Над “Сами-знаете-кем”. За этим пророчеством охотится и Он-самый, и собственно Гарри, который уже не доверяет даже Дамблдору. Мальчик пытается разобраться во всем самостоятельно.
Результатом такого построения сюжета стала общая затянутость книги. Нельзя сказать, что при чтении наблюдается падение интереса или что в тексте присутствуют необоснованные вставки. Нет. Роулинг, как хороший рассказчик, не навязывает читателю ничего ненужного. Для ее романов формула Чехова про стреляющие ружья действует пока безотказно — если ружье висит на стенке, когда-нибудь выстрелит обязательно. Но все же пятый роман серии характерен тремя заметными отличиями от предыдущих.
Первое — роман наименее детективен из всех написанных. Детективная составляющая, которой Роулинг владеет воистину мастерски, делала предыдущие части более интересными и захватывающими. Здесь она практически отсутствует и заменяется психологической линией самого Гарри, его противоборства против министерской надзирательницы Умбридж, против своего Врага и даже против своих друзей.
Это как раз вторая черта, отличающая роман от предыдущих. Гарри становится более одиноким. Даже Дамблдор, которому он безгранично доверял, совершает серьезную ошибку. Подростковые проблемы и комплексы также отражены Роулинг в полной мере, а потому мы не раз увидим Гарри скандалящим и даже впадающим в истерику. В общем-то, все происходящее в мире главных героев серии вполне психологично. Автор описывает жизнь Гарри, не чураясь ни белых, ни черных полос.
Третье отличие “Ордена Феникса” — в том, что здесь неадекватность и маразматичность персонажей из мира взрослых достигает своей вершины. Даже мудрый Дамблдор допускает какой-то неестественный промах — что уж говорить о Министре Магии и всем его аппарате: глупец на глупце. “Ежедневный пророк” превращается в абсолютно желтое издание, а общественность мира магов — в легковерных субъектов. Учителя ведут себя как больные дети, особенно Снейп. Он в состоянии справиться с серьезной проблемой морального выбора добра и зла, но при этом не может контролировать свои эмоции. И из-за этого подвергает опасности все предприятие. Апофеозом этого является поведение присланной из министерства надзирательницы Умбридж. Дама, самодур и садистка в одном флаконе, творит вообще невесть что. Высшей же точкой откровения становятся Пожиратели Смерти...
Довольно глупо с моей стороны было бы посоветовать Роулинг поиграть в D&D или другие ролевые игры. Системность, присущая действиям тамошних магов, возможно, помогла бы ей описывать действия собственных волшебников более адекватно. Ведь все имеет свои причины. Опытный маг не потому опытен, что про него так сказано и что он имеет такой статус, а в большинстве случаев потому, что он этот статус реально заработал. Потому что владеет и большим спектром заклинаний, и применяет их быстро и умело, и лучше ориентируется в боевой ситуации. А в “Ордене Феникса” группа весьма подкованных магов, участвовавших в борьбе того времени, когда Волан-де-Морт пытался подчинить себе все магическое сообщество, не в силах остановить горстку детей, которые умудряются с боем пробиться сквозь засаду и достигнуть цели своего назначения. При этом дети регулярно оказываются сообразительнее взрослых болванчиков.
Несмотря на наличие длиннот, Роулинг написала интересную и живую книгу. Может быть, по причине уже упомянутого сериального синдрома, а может, потому, что ничуть не уменьшились ее фантазия и умение преподнести привычные вещи совсем в новом свете. В любом случае, “Орден Феникса” не портит впечатления о серии. Здесь просто происходит ожидаемый перелом: от детской сказки к чему-то более серьезному. Сквозь сказку с задатками эпоса постепенно проступают черты человеческой драмы с шагом в сторону античной трагедии. Не могу сказать, что перелом этот удался Роулинг на “отлично”, но свое твердое “хорошо” она заслужила.