ЭПОС И РОМАН
(О МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ РОМАНА)
Изучение
романа как жанра отличается особыми трудностями. Это
обусловлено своеобразием самого объекта: роман o единственный
становящийся и еще неготовый жанр. Жанрообразующие силы действуют
на наших глазах: рождение и становление романного жанра
совершаются при полном свете исторического дня. Жанровый костяк
романа еще далеко не затвердел, и мы еще не можем предугадать всех его
пластических возможностей. Остальные жанры как жанры, то есть
как некие твердые формы для отливки художественного опыта, мы
знаем в уже готовом виде. Древний процесс их формирования
лежит вне исторически документированного наблюдения. Эпопею мы
находим не только давно готовым, но уже и глубоко состарившимся
жанром. То же самое можно сказать, с некоторыми оговорками, о других
основных жанрах, даже о трагедии. Известная нам историческая жизнь их
есть их жизнь как готовых жанров с твердым и уже малопластичным
костяком. У каждого из них есть канон, который действует в
литературе как реальная историческая сила. Все эти жанры или, во
всяком случае, их основные элементы гораздо старше письменности и книги,
и свою исконную устную и громкую природу они сохраняют в
большей или меньшей степени еще и до нынешнего дня. Из больших
жанров один роман моложе письма и книги, и он один органически
приспособлен к новым формам немого восприятия, то есть к чтению. Но
главное o роман не имеет такого канона, как другие жанры:
исторически действенны только отдельные образцы романа, но не
жанровый канон как таковой. Изучение других жанров аналогично изучению
мертвых языков; изучение же романа o изучению живых языков, притом
молодых.
|